Статья посвящена анализу языковой объективации лингвокультурной доминанты «христианство» в языковом сознании Н.С. Лескова. Для исследования выбран цикл «византийских» легенд, принадлежащий к «позднему» творчеству писателя. Автор статьи использует линвокультурологический подход к исследованию с целью интерпретации языковых поисков Н.С. Лескова, объективирующих лингвокультурную доминанту «христианство». На основе анализа её языковой репрезентации в дискурсе «византийского» цикла делается вывод об узуально-обязательных и индивидуально-авторских когнитивных смыслах в семантике этого ментального образования. Отмечено, что его экспликация у Лескова часто осуществляется через отрицание языковых стереотипов. Полученные в результате исследования выводы позволяют сделать заключение, что «византийские» легенды завершают экспликацию «христианства по Лескову» в творчестве автора.
Ключевые слова: творчество Н.С. Лескова, «византийский» легенды, лингвокультурная доминанта «христианство», языковая объективация.