В статье рассматривается, в качестве вызова времени и последствия цифровизации, важная роль такой сложной психической и умственной деятельности, как визуализация. Кратко излагается история вопроса на основе отечественных и зарубежных подходов. Статья содержит примеры различных видов речевой деятельности, включающих визуализацию как средство эффективного представления, восприятия и интерпретации учебной и научной информации (в презентациях лекций, студенческих выступлений, в научных статьях и графических аннотациях). Особое внимание обращается на эффективность инфографики в образовательном и научном процессе как элемента визуализации и средства мобилизации когнитивных способностей: критического мышления, анализа и синтеза информации, ее прочного запоминания и формирования навыка репродуцирования, создания положительного эмоционального фона при работе с иноязычным источником. Делается вывод о недооценке визуализации как в отечественной практике преподавания иностранного языка, так и в методике обучения студентов различным видам речевой деятельности на иностранном языке; о необходимости более широкого внедрения в учебный процесс достижений цифровизации.
Ключевые слова: визуализация, когниция, виды памяти, ментальные карты, научная коммуникация, визуальные тезаурусы и словари, презентации, графические аннотации статей.
DOI: 10.6060/BHIISUCT2021_161